23 ноября 2023 года на базе Государственного автономного учреждения Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» состоялся I Межведомственный региональный семинар-практикум «Система работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, в Иркутской области», организованный в дистанционном режиме. В семинаре-практикуме приняли участие работники сферы образования, медицинских организаций, учреждений социальной сферы, некоммерческих организаций. Своим опытом работы поделились специалисты Шелеховского, Тайшетского районов, гг. Иркутска, Ангарска, Братска, Черемхово, Слюдянки, Усть-Илимска. В своих докладах специалисты охватили всю систему помощи ребенку, имеющему РАС, и его семье, от раннего вмешательства до сопровождения в образовательной организации. Так, был рассмотрен опыт сопровождения детей с РАС в условиях служб ранней помощи и консультативных пунктов, в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях, в НКО.
В первой части семинара специалисты отдела социально-педагогической помощи, коррекции и развития выступили с докладами о системе работы с детьми с РАС, вариантах развития аутизма, тьюторском сопровождении. Тюленева Г. Н., врач-невролог высшей категории ОГАУЗ «Иркутская городская детская поликлиника №1» рассказала слушателям о классификации и особенностях детей с РАС; Антипина С. В., педагог-психолог ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» поделилась актуальной для специалистов и семей, имеющих детей с РАС, темой по выявлению у детей расстройства аутистического спектра с помощью плана диагностического обследования ADOS-2. Слушателями семинара заслушен опыт по оказанию психологической помощи родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, представленный Никаноровой А. А., педагогом-психологом ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Во второй части семинара специалистами дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных организаций представлен опыт по сопровождению и социализации обучающихся с РАС. Так, Колесникова О.А., учитель-дефектолог, Яцюк В. В., воспитатель МКДОУ ШР "Детский сад №1 "Буратино" рассказали об особенностях пропедевтического периода дошкольного образования обучающихся с аутизмом; их коллеги Мурашова Н.Л., учитель-логопед, Шатовкина Н.В., учитель-дефектолог, поделились опытом работы по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра в условиях группы компенсирующей направленности. Астафьева А. С., учитель начальных классов, Леонова С.А., учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №1 г. Слюдянки рассказали об организации работы с детьми с аутистическим спектром. Был затронут и вопрос социализации детей с РАС – специалисты услышали выступления Соловей О.М., учителя начальных классов, Дрючковой А. И., учителя-логопеда, Тагинцевой Н.С., учителя-дефектолога, МБОУ «СОШ №11» по сопровождению и социализации ребёнка в условиях общеобразовательной школы.
В третьей части семинара-практикума был рассмотрен опыт специалистов по применению методов и технологий работы с семьями и детьми, имеющими РАС. Так, Моргач Е. В., социальный педагог ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» рассказала слушателям о повышении социальной адаптивности детей с РАС через альтернативную и дополнительную коммуникацию. Горбачева М. А., педагог-психолог, Симонова А. Н., воспитатель, Попутникова Е.В., старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 111» МО г. Братска поделились опытом работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра посредствам игровой технологии В. Воскобовича. Федотова М. В., учитель – логопед МКОУ СОШ №10 г. Бирюсинска и Козыева Е. В., учитель-логопед МКОУ Шелеховского района «СОШ №6» рассказали об опыте работы по развитию коммуникативных навыков у детей с РАС. Ялилеева Л. Н., педагог-психолог, Бондарович М.В., учитель-дефектолог, муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43», г. Черемхово поделились опытом работы по сопровождению родителей дошкольников с РАС методами арт-терапии.
В практике сопровождения семей, имеющих детей с РАС, большое значение имеют и профессиональные компетенции специалистов, работающих с данной категорией детей. Педагогам необходимо владеть базовыми знаниями поведенческой терапии. Так, Михеева Е. С., соучредитель АНО «АПЦ РАСсвет», учитель-дефектолог МОУ ИРМО «СОШ п. Молодежный» поделилась со слушателями опытом работы по сопровождению семей в АНО «АДЦ «РАСсвет» и рассказала о прикладном анализе поведения при обучении детей с РАС.
Участники семинара отметили актуальность темы, практическую значимость и возможность использования рассмотренных приемов и методов в своей работе.